Закон о пенсии по выслуге лет

Содержание
  1. § 9. Пенсии за выслугу лет по закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы
  3. Введение
  4. Пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим
  5. Общие положения о пенсиях за выслугу лет федеральным государственным служащим
  6. Закон о пенсии по выслуге лет
  7. ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
  8. Понятие пенсии за выслугу лет и ее виды
  9. Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

§ 9. Пенсии за выслугу лет по закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.

В указанной статье закрепляются два самостоятельных юридических состава.
По п. « а» ст. 13 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. При наличии выслуги, равной 20 лет и более, пенсия назначается независимо от возраста лица и основания увольнения с военной службы ( кроме дискредитирующих оснований).
По п. «б» ст. 13 Закона пенсия за выслугу лет назначается лицам, не имеющим ко дню увольнения с военной службы 20 лет выслуги. Однако для назначения пенсии необходим сложный юридический состав:
S увольнение с военной службы должно быть по одному из трех оснований ( по достижении предельного возраста пребывания на службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями);
S на день увольнения лицо должно достичь 45-летнего возраста;
S общий трудовой стаж 25 календарных лет и более;
S не менее 12 лет 6 месяцев выслуги лет (военной службы, службы в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы).
Таким образом, пенсия за выслугу лет по п. «б» ст. 13 Закона назначается только тем лицам, которые по не зависящим от них причинам не могут продолжать военную службу (принудительное увольнение с военной службы), достигли установленного возраста и имеют определенную продолжительность выслуги лет.
В выслугу лет для назначения пенсии засчитываются: военная служба; служба в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ и другие периоды.
В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу ( но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации[82].
Размер пенсии за выслугу лет зависит от основания ее назначения и продолжительности выслуги лет. Лицам, имеющим выслугу 20 лет и более, пенсия за выслугу лет назначается в размере 50% денежного довольствия и 3% за каждый год выслуги сверх 20 лет, но не более 85% сумм денежного довольствия.

Лицам, пенсия которым назначается по п. « б» ст. 13 Закона, размер пен-«сии составляет 50% за общий трудовой стаж 25 лет и 1 % за каждый год стажа свыше 25 лет. В этом случае максимальным пределом размер пенсии не ограничен.
В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и трудового стажа на день последнего увольнения.
Минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости.
Пенсии за выслугу лет, назначаемые лицам, являющимся инвалидами, увеличиваются:
а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, — на сумму минимального размера пенсии по инвалидности (п. « а» ст. 23 Закона) для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности;
б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны (подп. « а» — « ж» п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона « О ветеранах»), — на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, предусмотренного п. «б» ст. 23 Закона) для инвалидов из числа этих лиц по соответствующей группе инвалидности, при условии, если им не устанавливается надбавка к пенсии в большем размере в соответствии с п. «в» ст. 17 Закона.
К пенсии за выслугу лет начисляются следующие надбавки:
а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80- летнего возраста, — на уход за пенсионером в размере минимальной пенсии по старости, а пенсионерам, которые по состоянию здоровья в соответствии с заключением лечебного учреждения нуждаются в постоянном постороннем уходе ( помощи, надзоре), но не достигли 80-летнего возраста, — 2/3 минимальной пенсии по старости;
б) неработающим пенсионерам, достигшим 55- летнего возраста либо являющимся инвалидами, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, указанных в ст. 29, 31, 33 и 34 Закона, — на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 2/3, а
на нетрудоспособного члена семьи, являющегося инвалидом Ш группы, — 1/2 минимальной пенсии по старости.
Надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовой или социальной пенсии. При наличии одновременно права на социальную пенсию и надбавку к пенсии на нетрудоспособного члена семьи одному из членов семьи может быть назначена социальная пенсия либо начислена надбавка к пенсии на этого члена семьи;
в) пенсионерам — участникам Великой Отечественной войны (подп. «а» — «ж» п. 1
ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах») — в размере минимальной пенсии по старости, а лицам из их числа, достигшим 80- летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, — в двукратном размере минимальной пенсии по старости. Надбавка устанавливается в случае, если пенсионер не имеет права на увеличение пенсии в большем размере по другим основаниям.
Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается после увольнения с военной службы.
Контрольные вопросы Раскройте понятие пенсии за выслугу лет. Каков круг лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет по Закону РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.? Основания, условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет лицам, занятым на подземных и открытых горных работах. Основания, условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет лицам, в связи с работой на судах флота рыбной промышленности. Основания, условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет лицам в связи с работой в профессиональных аварийно-спасательных службах. Основания, условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет работникам гражданской авиации. Основания, условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Основания, условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья граждан. Основания, условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет в связи с творческой работой на сцене в театрах и в других театрально-зрелищных организациях. Основания, условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет по Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.

Литература Азарова Е. Г., Кондратьева 3. А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М.: Норма, 1997. Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 1997. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Комментарий. М.: БЕК, 1997. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 1999.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Н.В. Селезнева, судей М.В. Баглая, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, О.С. Хохряковой,

с участием представителя Верховного Суда Российской Федерации — судьи Верховного Суда Российской Федерации В.И. Нечаева, представителей Государственной Думы — постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулиной и депутата Государственной Думы А.С. Куликова, полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации Ю.А. Шарандина и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова, руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 2 и часть 4) Конституции Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, статьями 36, 74, 84, 85, 86, 101, 102 и 104 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Поводом к рассмотрению дела явились запросы Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое в них законоположение.

Учитывая, что оба запроса касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим запросам в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика О.С. Хохряковой, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства обороны Российской Федерации — М.Я. Коновалова, от Федеральной службы безопасности Российской Федерации — М.Р. Чарыева, от Государственного таможенного комитета Российской Федерации — А.А. Наумова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Согласно части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

С запросами о проверке конституционности названной нормы в порядке статьи 125 (пункт «а» части 2) Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации обратился Верховный Суд Российской Федерации и в порядке статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации — Мещанский районный суд города Москвы, в производстве которого находятся дела по искам ряда граждан к управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Москве и Московской области о взыскании назначенной им пенсии за выслугу лет на военной службе. Со ссылкой на оспариваемую норму пенсионный отдел управления приостановил истцам выплату пенсий в связи с их поступлением на службу в органы налоговой полиции.

Заявители указывают, что в отличие от статьи 57 того же Закона, согласно которой пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, выплачиваются полностью, часть вторая статьи 6 предусматривает приостановление выплаты пенсии при поступлении пенсионера на военную или иную указанную в ней службу; тем самым ограничивается право граждан на получение назначенной пенсии в зависимости от источника их дополнительного дохода, что не согласуется с положениями статей 19 (часть 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, по мнению заявителей, в нарушение требований статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство всех перед законом и судом, пенсионеры из числа лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», при возвращении на службу оказываются в неравном положении по сравнению с другими лицами, на которых также распространяется его действие. В частности, несмотря на то, что пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции также производится по нормам и в порядке, установленном названным Законом, ни его статьей 6, ни Законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» подобного ограничения по выплате назначенной пенсии для них не предусмотрено; нет в федеральном законодательстве и прямого указания на необходимость приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в случае поступления пенсионеров, получающих пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на службу в органы налоговой полиции.

Заявители также утверждают, что оспариваемая норма ставит пенсионеров из числа лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в неравное положение и с пенсионерами, получающими трудовые пенсии на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений; между тем пенсия за выслугу лет по своей сути также является трудовой пенсией, а реализация гражданином конституционного права на свободный труд (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) не должна служить основанием для ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение.

Доводы, приводимые заявителями в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что конституционность части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» оспаривается ими применительно к приостановлению выплаты пенсий за выслугу лет, назначаемых в соответствии с данным Законом, и, следовательно, лишь в этой части — в силу требований статьи 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» — содержащаяся в ней норма является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу.

2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39, часть 1).

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, — государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц. Однако такого рода дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения должна осуществляться законодателем с соблюдением Конституции Российской Федерации, в том числе гарантированного ее статьей 19 принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина, который распространяется не только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона.

3. Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее — лиц, проходивших военную и правоохранительную службу) производится в настоящее время на основании специальных законов — Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты и предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, службу в правоохранительных органах, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в том числе предельного возраста пребывания на службе), но и предопределяет обязанность государства — в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м», «т») Конституции Российской Федерации — гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение.

Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет (статья 5 рассматриваемого Закона, статьи 4 и 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 рассматриваемого Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт «а»); вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба (пункт «б»).

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из статьи 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР «О милиции», увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.

Таким образом, пенсия за выслугу лет — в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения — является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.

4. Согласно части первой статьи 6 рассматриваемого Закона лицам, указанным в его статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями статьи 13, части первой статьи 14 и статьи 53 того же Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии. Конкретизируя это условие, часть вторая статьи 6 рассматриваемого Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Следовательно, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионого страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с принципом равенства, гарантируемым статьей 19 Конституции Российской Федерации. Данный конституционный принцип, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в Постановлении от 27 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям.

Рассматриваемый Закон обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права — в соответствии с частью первой его статьи 6, статьями 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении, а также ее выплата в полном размере независимо от наличия у пенсионера заработка или другого дохода (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров).

Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении — выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В частности, согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу к окладам денежного содержания, размер которой увеличивается по мере увеличения выслуги — она составляет 70 % оклада денежного содержания при выслуге 25 лет и более (пункт 6 статьи 13). В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

Действующее правовое регулирование материального обеспечения лиц, ушедших с военной службы или службы в правоохранительных органах, при достижении выслуги лет оставляет в принципе на их усмотрение решение вопроса, продолжать службу (в том числе заново поступая на нее по контракту после увольнения) или, уволившись по достижении выслуги лет и истечении срока контракта, поступить на работу, заняться иной деятельностью, не связанной с военной или правоохранительной службой.

Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах, и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Не являются в данном случае дискриминационными по своему характеру и обусловленные спецификой военной и правоохранительной службы и особым статусом лиц, ее несущих, различия в условиях реализации гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.

Предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам. В силу этого оспариваемое положение не может рассматриваться и как ограничивающее конституционное право таких лиц на социальное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

5. Рассматриваемый Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан — по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона — ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.

Вместе с тем рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» (пункт 2 статьи 44) и «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей. Аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» (признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2003 года в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции.

Предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.

То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в рассматриваемый Закон не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, — оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79, 87, 100 и 104 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Признать положение части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий за выслугу лет на время службы приостанавливается, не противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд
Российской Федерации

Введение

В настоящее время тема о пенсиях за выслугу лет федеральным государственным служащим очень актуальная.

Реформа государственной службы в России проводится начиная с 2001 года. Важнейшей задачей реформы является формирование правовых основ государственной службы. К настоящему времени достигнуты определенные результаты. Впервые после 1917 года был принят основополагающий закон, закрепивший видовую классификацию государственной службы — Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В развитие его положений принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Тем самым в стране созданы не только правовые предпосылки для установления единообразия в подходах к регулированию прохождения государственной службы различных видов, но и проведено разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы. В рамках реформы государственной службы также предусматривается принятие федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» и дальнейшее совершенствование действующего законодательства о военной службе.

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые по вопросам реформы государственной службы, остается пока без должного внимания важнейшая проблема государственных социальных гарантий для государственных служащих, в том числе пенсионного обеспечения государственных служащих и их семей, решение которой в условиях оформившегося законодательно принципа единства системы государственной службы требуют переосмысления. Добиться этого невозможно без обстоятельного научного обоснования. Весомый вклад здесь может и должна внести как юридическая наука в целом, так и ее отраслевые науки, и прежде всего, учитывая характер данной государственной гарантии, наука трудового права и права социального обеспечения.

Выбор темы курсовой работы обусловлен необходимостью обобщения и дальнейшего развития правового регулирования пенсионных правоотношений государственных служащих, решения проблем применения законодательства и выбора путей его совершенствования.

Целью исследования является изучение (на примере гражданских служащих) проблем правового регулирования и организации пенсионного обеспечения в системе государственной службы в качестве одной из основных государственных гарантий.

Пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим

Общие положения о пенсиях за выслугу лет федеральным государственным служащим

Согласно Закону от 27.07.04 № 79-ФЗ гражданским служащим должны предоставляться пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.

Следует отметить, что впервые право на пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, было провозглашено Федеральным законом от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» //Консультант+(далее — Закон от 31.07.95 № 119-ФЗ; подп. 7 п. 1 ст. 15) .

Государственная гражданская служба РФ — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ в должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

При этом согласно ст. 19 указанного Закона условия установления и выплаты таких пенсий должны были определяться федеральным законом. Однако на первом этапе пенсионное обеспечение гражданских служащих осуществлялось не на основании закона, а на основании Указа Президента РФ от 16.08.95 № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» Указ Президента РФ от 16.08.95 № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих»// Консультант+ (далее — Указ от 16.08.95 № 854). Что касается семей умерших гражданских служащих, то никакого специального пенсионного обеспечения для них установлено не было, как нет его и до настоящего времени, и они получают пенсии по случаю потери кормильца на общих основаниях в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

В соответствии с пунктом 1 Указа от 16.08.95 № 854 лица, замещающие государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих, высвобождаемые в связи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, сокращения численности аппаратов федеральных органов государственной власти, а также в связи с выходом на государственную пенсию, имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 // Консультант+ и Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1// Консультант+.

Ежемесячная доплата к государственной пенсии федеральным государственным служащим устанавливалась при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин.

Стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, определялся в соответствии с Законом от 31.07.95 № 119-ФЗ.

Согласно статье 20 этого Закона стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включал в себя время работы (в т. ч. на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления.

Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности должно было осуществляться в соответствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Однако на практике порядок подсчета стажа определен в Положении «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих», утв. постановлением Правительства РФ от 31.01.96 № 83.

В настоящее время, с момента вступления в силу Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ (с 1 января 2004 г.), пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих (федеральных государственных служащих) осуществляется в соответствии с данным законом, что не противоречит Закону от 27.07.04 № 79-ФЗ, поскольку согласно ч. 11 ст. 71 этого Закона пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих за выслугу лет сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.

При этом статьей 74 Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ определено: впредь до приведения федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе в соответствие с указанным Законом федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ о государственной службе применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону.

Закон о пенсии по выслуге лет

9 декабря 2009 года N 545-ПК

ПЕРМСКИЙ КРАЙ
ЗАКОН
О ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ ДОЛЖНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПЕРМСКОЙ

ОБЛАСТИ, КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, ПЕРМСКОГО КРАЯ
Принят

19 ноября 2009 года
(в ред. Закона Пермского края от 01.12.2011 N 874-ПК)
Настоящий Закон определяет условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также правовые основы пенсионного обеспечения муниципальных служащих в Пермском крае.
Статья 1
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) должности государственной гражданской службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края (далее — должности гражданской службы) — государственные должности государственной гражданской службы Пермской области, государственные должности государственной службы Пермской области, государственные должности государственных служащих Пермской области, должности государственной гражданской службы Коми-Пермяцкого автономного округа, государственные должности государственных служащих Коми-Пермяцкого автономного округа, должности государственной гражданской службы Пермского края;

2) должности муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края (далее — должности муниципальной службы) — муниципальные должности муниципальной службы в Пермской области, муниципальные должности муниципальной службы в Коми-Пермяцком автономном округе, муниципальные должности муниципальной службы в Пермском крае, должности муниципальной службы в Пермском крае.
Статья 2
1. Лица, замещавшие должности гражданской службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при соблюдении одновременно следующих условий (с учетом положений, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи):

наличие стажа государственной гражданской службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края (далее — гражданская служба) не менее 15 лет;

замещение лицом должностей гражданской службы и(или) государственных должностей Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края сроком не менее 3 лет в суммарном исчислении.

2. Государственные гражданские служащие Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края (далее — гражданские служащие) при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 , 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33 , подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности гражданской службы они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

3. Гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 6 , 8 и 9 части 1 статьи 33 , подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 37 , пунктами 2 — 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы не менее одного полного месяца.

4. Лица, замещавшие должности гражданской службы, при наличии 25-летнего стажа гражданской службы для женщин и 30-летнего стажа гражданской службы для мужчин имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от последнего перед выходом на трудовую пенсию места работы и оснований увольнения с гражданской службы (за исключением случаев увольнения с гражданской службы, связанных с виновными действиями). Указанные лица имеют право на пенсию за выслугу лет при условии замещения должностей гражданской службы и(или) государственных должностей Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края сроком не менее 3 лет в суммарном исчислении.
Статья 3
Стаж гражданской службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с Законом Пермской области «О стаже государственной гражданской, муниципальной службы Пермской области».
Статья 4
1. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовым пенсиям по старости или по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и пенсиям, назначенным досрочно на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — трудовые пенсии).

2. Лицу, получающему пенсию в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации, пенсия за выслугу лет может быть установлена после перехода на трудовую пенсию.
Статья 5
1. Пенсия за выслугу лет устанавливается при стаже гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности.

За каждый полный год стажа гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

2. Лицу, получающему в соответствии с законодательством Российской Федерации одновременно трудовую пенсию по старости и пенсию по инвалидности или пенсию по случаю потери кормильца, при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, учитывается размер страховой части трудовой пенсии по старости и указанной пенсии в суммарном исчислении.

3. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и(или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

4. Пенсия за выслугу лет устанавливается и выплачивается на основании настоящего Закона независимо от получения накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Статья 6
1. Размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего должность гражданской службы, исчисляется из его месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию (по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет), с учетом ограничения, установленного частью 2 настоящей статьи.

По заявлению лица, замещавшего должность гражданской службы, из числа полных месяцев, за которые определяется месячное денежное содержание, могут исключаться месяцы, когда лицо находилось в отпуске без сохранения денежного содержания. При этом исключенные месяцы должны заменяться другими, непосредственно предшествующими избранному периоду.

Исчисление размера месячного денежного содержания лица, замещавшего должность гражданской службы, осуществляется по правилам, установленным трудовым законодательством Российской Федерации для исчисления средней заработной платы.

2. Размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,1 месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещавшейся должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) с начисленным на него районным коэффициентом.

При выезде лица на новое постоянное место жительства за пределы Пермского края размер пенсии за выслугу лет выплачивается с указанным ограничением месячного денежного содержания без увеличения на районный коэффициент.

3. В том случае, если гражданский служащий в расчетный период замещал различные должности гражданской службы, ограничение размера месячного денежного содержания производится исходя из должностного оклада по замещавшейся должности на соответствующий период замещения.

4. Если в расчетный период в соответствии с законодательством произошла индексация денежного содержания гражданских служащих, месячное денежное содержание за весь расчетный период рассчитывается с учетом индексации денежного содержания.
Статья 7
1. Заявление об установлении пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону подается в орган государственной власти Пермского края, государственный орган Пермского края (далее — государственный орган), в котором заявитель замещал должность гражданской службы по последнему месту гражданской службы.

В случае ликвидации государственного органа заявление рассматривается организацией, уполномоченной осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, в порядке, предусмотренном настоящей статьей для рассмотрения заявления государственным органом.

Решение об установлении пенсии за выслугу лет принимается государственным органом на основании:

документов, представляемых заявителем: паспорта, трудовой книжки, других документов, подтверждающих периоды, включаемые в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет;

документа, подтверждающего назначение трудовой пенсии, запрашиваемого государственным органом в органе, уполномоченном на назначение трудовой пенсии, в распоряжении которого находится указанный документ, если заявитель не представил указанный документ самостоятельно.

Заявитель вправе представить в государственный орган все документы, необходимые для установления и(или) определения размера пенсии за выслугу лет, по собственной инициативе.

(часть 1 в ред. Закона Пермского края от 01.12.2011 N 874-ПК)

2. Государственный орган в течение 15 дней со дня поступления заявления об установлении пенсии за выслугу лет и документов, обязательных для представления заявителем, оформляет решение об установлении пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону и направляет его с приложением необходимых документов в организацию, уполномоченную осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае.

(в ред. Закона Пермского края от 01.12.2011 N 874-ПК)

В случае отказа в установлении пенсии за выслугу лет государственный орган в установленный срок извещает об этом заявителя в письменной форме с указанием причин отказа.

3. Для принятия решения о размере пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность гражданской службы, государственным органом в организацию, уполномоченную осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, должны быть представлены следующие документы:

заявление установленного образца;

решение об установлении пенсии за выслугу лет;

копия паспорта, заверенная работником кадровой службы государственного органа;

копия решения (приказа, распоряжения) об увольнении гражданского служащего с гражданской службы, заверенная работником кадровой службы государственного органа;

копия документа, подтверждающего стаж гражданской службы, заверенная работником кадровой службы государственного органа;

справка о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону;

справка о размере месячного денежного содержания лица, замещавшего должность гражданской службы, по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону;

копия документа, подтверждающего назначение лицу трудовой пенсии, заверенная работником кадровой службы государственного органа.

4. Организация, уполномоченная осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, в течение 15 дней со дня получения всех необходимых документов принимает решение об определении размера пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность гражданской службы, по форме согласно приложению 5 к настоящему Закону с одновременным уведомлением получателя о размере установленной ему пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению 6 к настоящему Закону.
Статья 8
1. Пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с гражданской службы и назначения трудовой пенсии.

2. Пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости устанавливается пожизненно, к пенсии по инвалидности — на срок назначения пенсии.

3. Выплата пенсии за выслугу лет осуществляется ежемесячно организацией, уполномоченной осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, путем зачисления на счета по вкладам получателя в кредитных учреждениях.

4. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится организацией, уполномоченной осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, в следующих случаях:

а) при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, размера иной пенсии, с учетом которых определена пенсия за выслугу лет, — со дня изменения их размера;

б) при индексации размеров пенсий за выслугу лет в соответствии с увеличением (индексацией) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Пермского края, предусмотренным законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год.

При этом индексация пенсии за выслугу лет производится путем индексации размера месячного денежного содержания гражданского служащего, из которого исчислялась пенсия за выслугу лет, на индекс, установленный в законе Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год (при последовательном применении всех предшествующих индексов), и последующего определения размера пенсии за выслугу лет исходя из размера проиндексированного месячного денежного содержания.

Размер проиндексированного месячного денежного содержания, из которого определяется размер пенсии за выслугу лет, не может превышать 2,1 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии, увеличенного на районный коэффициент и проиндексированного с применением указанного индекса (при последовательном применении всех предшествующих индексов).

5. Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 50 процентов фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с увеличением на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый на весь период проживания лица на территории Пермского края. Иные размеры фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в целях настоящего Закона не применяются.
Статья 9
1. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих.

2. Лицо, получающее пенсию за выслугу лет, обязано в 5-дневный срок со дня поступления на государственную службу Российской Федерации или назначения на замещение одной из должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, заявить об этом в организацию, уполномоченную осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, по форме согласно приложению 7 к настоящему Закону с приложением копии решения (приказа, распоряжения) о приеме на службу или назначении на должность, заверенной кадровой службой соответствующего органа.

Выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня поступления на государственную службу Российской Федерации или замещения одной из указанных должностей по решению организации, уполномоченной осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае.

3. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется по заявлению лица, оформленному согласно приложению 7 к настоящему Закону и направленному в организацию, уполномоченную осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, с приложением копии решения (приказа, распоряжения) об увольнении со службы или освобождении от должности, заверенной кадровой службой соответствующего органа.

Выплата пенсии за выслугу лет возобновляется по решению организации, уполномоченной осуществлять выплату пенсии за выслугу лет в Пермском крае, с первого числа месяца, когда лицо, получавшее пенсию за выслугу лет, обратилось с заявлением о ее возобновлении, но не ранее дня, когда наступило право на возобновление выплаты пенсии за выслугу лет.

4. Лицу, которому выплата пенсии за выслугу лет приостанавливалась, по его заявлению пенсия за выслугу лет может быть установлена в новом размере в соответствии с настоящим Законом или по выбору лица в соответствии с Законом Пермской области от 15 января 2001 г. N 1297-198 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области», Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 11 декабря 2001 г. N 79 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Коми-Пермяцкого автономного округа»,

ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Понятие пенсии за выслугу лет и ее виды

Признаки пенсии за выслугу лет:

  • 1) устанавливается в соответствии с нормами законов;
  • 2) гарантируется государством;
  • 3) назначается гражданам, длительное время трудившимся в условиях, характеризующихся повышенными эмоциональными, интеллектуальными, физическими и другими нагрузками;
  • 4) является денежной выплатой и не может предоставляться пенсионерам в других (в первую очередь речь идет о натуральных) формах;
  • 5) является периодической (ежемесячной) выплатой;
  • 6) устанавливается на время жизни ее получателя;
  • 7) цель назначения – компенсация гражданам денежного довольствия (заработка и иных выплат и вознаграждений), утраченных ими в связи с прекращением служебной деятельности;
  • 8) зависит от прежнего денежного содержания (довольствия).

С учетом выделенных признаков можно дать следующее определение понятия пенсии за выслугу лет – это ежемесячная пожизненная денежная выплата за счет средств бюджетов, соизмеримая с прежним денежным содержанием (довольствием) служащих, гарантированная государством, выплачиваемая в целях компенсации гражданам доходов, утраченных ими в связи с прекращением служебной деятельности, право на которую определяется в соответствии с законодательством.

Классификацию пенсий за выслугу лет необходимо проводить по нормативным правовым актам, регламентирующим их предоставление:

  • 1) по Закону о государственном пенсионном обеспечении – пенсия за выслугу лет:
    • а) федеральным государственным гражданским служащим;
    • б) гражданам из числа работников летно-испытательного состава;
    • в) гражданам из числа космонавтов;
  • 2) по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих – пенсии за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов;
  • 3) по Закону РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» – ежемесячное пожизненное содержание судьям;
  • 4) по законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ и актам органов местного самоуправления – пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим.

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

Условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим закреплены в ст. 7 Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Первая группа условий возникновения права на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих:

  • 1) наличие стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет;
  • 2) замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев перед увольнением;
  • 3) увольнение с федеральной государственной гражданской службы по определенным основаниям:
    • а) соглашение сторон служебного контракта;
    • б) истечение срока действия срочного служебного контракта;
    • в) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;
    • г) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;
    • д) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;
    • е) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
    • ж) восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;
    • з) избранием или назначением гражданского служащего на государственную или муниципальную должность, либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
    • и) наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;
    • к) признанием гражданского служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
    • л) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    • м) достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, кроме случаев, когда срок гражданской службы гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;
  • 4) назначение страховой пенсии по старости (инвалидности).

При этом учитываются исключения:

  • – федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям: а) соглашение сторон служебного контракта; б) истечение срока действия срочного служебного контракта (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»); в) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; г) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта; д) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; е) достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, кроме случаев, когда в срок гражданской службы гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;
  • – федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям: а) истечение срока действия срочного служебного контракта (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»); б) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе; в) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; г) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; д) сокращения должностей гражданской службы в государственном органе; е) упразднения государственного органа; ж) истечение срока действия срочного служебного контракта; з) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; и) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя; к) признанием гражданского служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; л) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу, имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

Вторая группа условий возникновения права на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих:

  • 1) наличие стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет;
  • 2) увольнение с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего, до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
  • 3) замещение непосредственно перед увольнением должности федеральной государственной гражданской службы не менее семи лет;
  • 4) назначение страховой пенсии по старости (инвалидности).

Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим определяется в соответствии со ст. 14 Закона о государственном пенсионном обеспечении, устанавливается в процентном отношении к их среднемесячному заработку и зависит от стажа государственной гражданской службы.

При стаже 15 лет данная пенсия устанавливается в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости либо за вычетом страховой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Законом о страховых пенсиях.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего.

Размеры пенсий за выслугу лет для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент.

Сейчас проблематично сделать точные выводы о том, что не будет учитываться с 2015 г., поскольку изменения в закон еще не вступили. Можно лишь предположить по аналогии следующее. При определении размера пенсии за выслугу лет не учитываются:

  • а) суммы фиксированной выплаты страховой пенсии по старости (инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированной выплаты страховой пенсии по старости (инвалидности) в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы;
  • б) размер ИПКс сформированный за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой);
  • в) суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав.

Размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного заработка федеральных государственных гражданских служащих за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими пенсионного возраста. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого такому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может более чем в 2,8 раза (0,8 денежного вознаграждения) превышать должностной оклад, установленный федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненный в соответствующем периоде.

Размер и условия выплаты пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих, как правило, аналогичны размеру и условиям выплаты пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит